8 главных апдейтов Google 2021 года и перспективы на 2022-й
Google ежегодно обновляет алгоритмы поиска, чтобы сделать результаты поисковой выдачи более релевантными. Счет таких обновлений идет на тысячи. Конечно, корпорация не информирует общественность о каждом апдейте. Обычно на слуху только наиболее масштабные обновления ядра и алгоритмов ранжирования.
Так, в 2021 году было развернуто 8 крупных апдейтов, и не меньше запланировано на 2022 год. В этой статье мы разберем все по порядку и расскажем, как подготовиться к апдейтам 2022 года.
Статью подготовил Роман Иванина при участии Эрика Клюева, Head of SEO агентства интернет-маркетинга Elit-Web.
Полный список Google Core Updates в 2021 году
Давайте рассмотрим апдейты 2021 года — как те, что сильно повлияли на позиции многих ресурсов в выдаче, так и менее масштабные. В том числе обновления, которые в русскоязычном сегменте интернета пока еще не работают.
Passage Ranking (февраль 2021)
Обновленный алгоритм позволяет Google показывать в результатах выдачи страницы, на которых хотя бы часть информации соответствует запросу пользователя.
Ранее было так: если материал на странице не соответствовал запросу, он не появлялся в выдаче.
Что изменилось?
Теперь на пользовательские запросы выдаются не только статьи по заданной теме, но и те, где лишь часть материала соответствует запросу. Ранжирование происходит следующим образом:
- алгоритм проверяет документ на наличие фрагментов, которые соответствуют запросу и которые можно выделить;
- система выделяет релевантные пассажи и выносит их в результаты поисковой выдачи.
Обновление призвано помочь пользователям проще и быстрее находить запрашиваемую информацию, а владельцам сайтов — более тщательно работать с контентом.
Кого затрагивает апдейт?
Обновленный алгоритм призван помочь ресурсам, которые публикуют качественные и полезные для пользователей материалы, но при этом не оптимизируют свой контент под все релевантные запросы.
Рекомендации для вебмастеров
Не нужно пытаться специально оптимизировать тексты на сайте под Passage Ranking. Если ваш контент информативный и хорошо структурированный, никаких дополнительных действий не требуется. Алгоритм сам обнаружит нужные отрывки и выдаст по релевантному запросу.
Функция About This Result (февраль 2021)
Новая функция призвана предоставить пользователю больше информации о результате выдачи без необходимости переходить на сайт и искать ее самостоятельно.
Что изменилось?
Теперь рядом с результатами поиска появилось меню, в котором можно узнать информацию о дате первой индексации страницы, безопасности соединения, типе результата выдачи: органика или реклама.
Кого затрагивает апдейт?
На текущий момент функция работает только на английском языке. Сроков ее внедрения для результатов поиска на других языках пока что нет.
Рекомендации для вебмастеров
Напрямую повлиять на информацию About This Result вебмастер не может. Но в будущем планируется расширение сведений о веб-ресурсе в меню: описание сайта, упоминания на других ресурсах, список похожих статей. Есть время и повод поработать над контентом внутри сайта и над внешними публикациями.
Product Reviews Update (апрель 2021)
Как сообщают в Google, специалисты компании выяснили, что отзывы и обзоры, содержащие подробные сведения о товаре, интересуют пользователей больше, чем общая информация и характеристики. Поэтому системы ранжирования были перестроены так, чтобы исчерпывающие отзывы ранжировались выше.
Что изменилось?
Поисковые алгоритмы стали более требовательны к качеству текстовых обзоров продуктов и отзывов. В выдаче приоритетными будут материалы, отвечающие обновленным критериям Google.
Кого затрагивает апдейт?
Всех, кто создает обзоры товаров и услуг. Сайты, которые фокусируются на таком контенте (например, аффилиатные ресурсы), должны еще более основательно подходить к наполнению своих страниц.
На данный момент Product Reviews Update затрагивает только поиск на английском языке.
Рекомендации для вебмастеров
Google дает ряд рекомендаций для авторов при составлении обзоров и отзывов, а также для вебмастеров при их размещении:
- по возможности добавлять в обзор мнение эксперта о продукте;
- проводить глубокий анализ товара, а не просто перечислять технические характеристики;
- составлять и публиковать описание продукта с точки зрения его использования;
- использовать только уникальный контент, не копировать обзоры и отзывы с других площадок;
- объективно оценивать плюсы и минусы продукта.
Таким образом, чем более качественный, релевантный, исчерпывающий и объективный материал о продукте вы подготовите, тем лучше.
Google June 2021 Core Update + Predatory Sites Algorithm
Это первый этап развертывания обновления основного алгоритма Google, который стартовал 2 июня 2021 года. Вместе с ним был выпущен еще один важный апдейт — Predatory Sites Algorithm. Его цель — предотвратить появление в результатах выдачи любых клеветнических, мошеннических и других опасных веб-ресурсов.
Что изменилось?
Обновились многие инструменты: Lighthouse, PageSpeed Insights, Chrome UX Report и отчеты Search Console. Также изменился вес метрик LCP, CLS и TBT в Lighthouse, на что Google обращает особое внимание.
Кого затрагивает апдейт?
Особенно сильно апдейт коснулся категорий сайтов, связанных с искусством, развлечениями, компьютерами, электроникой, финансами и играми.
Также отмечается, что это был самый существенный апдейт с декабря 2020 года — это видно в сравнении волатильности при обоих обновлениях ядра:
Рекомендации для вебмастеров
Google рекомендует работать над наполнением сайта контентом и анализировать его по ряду параметров:
- Насколько контент качественный и релевантный для вашей целевой аудитории.
- Достоверная ли информация размещена на вашем ресурсе.
- Корректно ли оформлен контент, понятная ли в нем структура, отсутствуют ли орфографические и стилистические ошибки.
- Уникален ли ваш контент по отношению к контенту конкурентов, и содержит ли он больше полезной информации.
Это уже далеко не первый и не последний раз, когда Google рекомендует особое внимание уделять контенту. И неудивительно — вместе со ссылками контент представляет собой один из самых важных факторов ранжирования.
Google July 2021 Core Update + Link Spam Update
Здесь мы видим логическое расширение летних апдейтов 2021 года. Это продолжение и дополнение предыдущего апдейта с акцентом на Core Web Vitals («основные интернет-показатели») — новый критерий ранжирования Google по трем параметрам: LCP, FID и CLS.
Что изменилось?
При ранжировании для компьютеров учитываются три основных интернет-показателя:
- LCP — скорость загрузки самого большого и «тяжелого» элемента на странице. Рекомендованная продолжительность отрисовки — 2,5 секунды или меньше.
- FID — время ожидания до взаимодействия. Рекомендованное время до взаимодействия — 100 миллисекунд или меньше.
- CLS — совокупное смещение макета. Важно, как смещается макет по мере загрузки контента — изображений, рекламных баннеров, эскизов видео и т. д. Чем меньше значение CLS, тем лучше. Этот параметр можно измерить с помощью API для браузера Layout Instability API (доступно на GitHub). Хороший показатель CLS — до 0,1.
В это же время был развернут Link Spam Update — инструмент для борьбы со ссылочным спамом на сайтах. В Google рекомендуют использовать для гостевых постов rel=“nofollow”, а для партнерских ссылок — rel=“sponsored”.
Кого затрагивает апдейт?
Сильнее всего апдейт отражается на позициях сайтов с «тяжелыми» страницами, нестабильным макетом, медленной загрузкой и недоработанным UX. Если позиции сайта сильно просели после июльского обновления, искать причину нужно именно здесь.
Рекомендации для вебмастеров
Google дает четкие рекомендации для вебмастеров:
- убрать навязчивую рекламу, объявления и баннеры, которые блокируют контент или мешают его восприятию;
- ускорить выполнение JavaScript;
- реализовать отложенную загрузку, где это уместно;
- оптимизировать изображения и при необходимости сжать их;
- обеспечить корректные размеры и соотношение сторон для изображений;
- улучшить время отклика сервера.
То есть Google рекомендует вебмастерам сконцентрировать максимум внимания на оптимизации UX.
Также настоятельно рекомендуется проанализировать показатели Core Web Vitals вашего сайта. Для этого можно использовать Chrome User Experience или соответствующий отчет в Google Search Console.
November 2021 Core Update + Spam Update
Данное обновление многие назвали одним из самых быстрых и сильных. Так, в первые дни развертывания отмечены довольно существенные колебания.
Многие компании тоже сообщили о существенных скачках позиций на первых этапах развертывания апдейта. Ноябрьское обновление оказалось на 12% более нестабильным, чем июльское, и на 23% более волатильным в результатах мобильного поиска.
К середине декабря, когда развертывание было завершено, ситуация нормализовалась и колебания прошли.
Также в ноябре был развернут очередной Spam Update, призванный улучшить пользовательский опыт и защитить юзеров от спама в любом виде.
Что изменилось?
UX веб-страниц играет еще большую роль в ранжировании, появился бесконечный скроллинг в мобильной выдаче. Вместо кнопки «Показать больше» следующие результаты будут подгружаться автоматически. На данный момент бесконечный скроллинг в мобильной выдаче работает только на территории США.
В сниппетах товаров в десктопной выдачи Google теперь показывается несколько фотографий товара по категории.
Также отныне Google будет делать ставку на автоматическую генерацию сниппетов, извлекая информацию в Title из заголовков, анкоров на странице, отрывков текста на странице или напрямую из тега Title.
Кого затрагивает апдейт?
Обновление затрагивает все сайты, но отследить изменения будет непросто. В Google рекомендуют обратить внимание на позиции сайта тем, у кого они проседали в ходе предыдущих апдейтов.
Рекомендации для вебмастеров
Если сайт просел после развертывания Core Update, Google рекомендует уделить особое внимание контенту и ответить на ряд вопросов:
- Дает ли контент оригинальную и полезную информацию для читателя?
- Достаточно ли глубоко и детально освещена поднятая тема?
- Уникален ли ваш контент?
- Соответствуют ли заголовки и подзаголовки контенту?
- Нет ли в заголовках преувеличений, шокирующих фраз и других элементов, которые вовлекают читателей обманным путем?
Если позиции вашего ресурса не изменились или выросли, никаких дополнительных действий не требуется.
Рекомендаций для вебмастеров конкретно по Spam Update Google не дает, но напоминает об общих правилах:
- Наполняйте сайты контентом для пользователей, а не для поисковиков.
- Не вводите читателей в заблуждение.
- Не пользуйтесь уловками для повышения рейтинга.
- Создавайте полезный и актуальный контент, при необходимости обновляйте его.
Также в Google рекомендуют регулярно отслеживать попытки взлома вашего сайта, чтобы заметить, если злоумышленники изменят, удалят или добавят новый контент. Например, спам.
Product Reviews Update (декабрь 2021)
Это последний значимый апдейт Google в 2021 году, который стал идейным продолжением апрельского обновления.
Главная суть апдейта: необходимость предоставить фактические доказательства, что продукт действительно был получен и опробован для обзора, а также рекомендация давать несколько ссылок для покупки вместо одной.
Что изменилось?
К отзывам теперь очень важно прикреплять разные медиафайлы: фотографии, видео или аудио, которые подтверждают качество продукта и его наличие у пользователя. Также рядом с товаром теперь стоит добавлять ссылки на нескольких продавцов, повышая вероятность покупки.
Кого затрагивает апдейт?
Как и апрельский Product Reviews, апдейт затрагивает владельцев сайтов с возможностью размещения обзоров и отзывов. Однако развертывание обновления для русскоязычных веб-ресурсов все еще не началось.
Рекомендации для вебмастеров
Вебмастерам рекомендуются дать пользователям возможность прикреплять к отзывам и обзорам фото, видео, аудио и другие медиафайлы. Агрегаторам рекомендуется рядом с товаром указывать ссылки на несколько продавцов, чтобы пользователи могли сравнить разные варианты и принять правильное решение.
Мнение специалиста
«Нынешние апдейты Google уже давно не вызывают таких опасений, как раньше. Лет пять назад после очередного обновления вполне можно было получить просадку на 50–60%. Сейчас подобное почти исключено. И дело не только в том, что мы стали опытнее. Google подходит к апдейтам куда более взвешенно и аккуратно, оставляя пути для отката, если в ходе развертывания очередного обновления что-то пойдет не так. За последние несколько лет не было ни одного апдейта, который бы реально ощутимо повлиял на позиции клиентских сайтов. Если серьезные изменения позиций и были, то именно в пользу продвигаемых нами ресурсов. Поэтому никакой паники по поводу очередного апдейта нет и быть не должно» (Эрик Клюев, Head of SEO Elit-Web).
Что нового Google готовит на 2022 год
С 22 февраля по 3 марта 2022 года было проведено развертывание обновления Page Experience — обновлены алгоритмы ранжирования сайтов и поисковой выдачи для персональных компьютеров с учетом удобства страниц и их доступности для пользователя. Апдейт делает акцент на следующих факторах ранжирования:
- Core Web Vitals (LCP + CLS + FID)
- Безопасное соединение по протоколу HTTPS
- Отсутствие навязчивых межстраничных объявлений
Если ваш сайт не соответствует данным требованиям, он не будет подниматься в рейтинге выдачи. Но и падение рейтинга еще не говорит о несоответствии. Это лишь может означать, что сайты конкурентов соответствуют им лучше, вследствие чего их позиции выросли и укрепились.
Также в марте 2022 года выпущен Product Reviews Update — третье обновление серии, запущенной еще в 2021 году. По информации Google, благодаря этому апдейту вырастут позиции сайтов, публикующих подробные обзоры, основанные на реальном личном опыте.
«Сегодня мы запускаем последние обновления Product Reviews Update, призванные помочь гарантировать, что обзоры подготовлены людьми, которые демонстрируют экспертные знания и исследования продуктов из первых рук».
Как быть готовыми к любому обновлению и минимизировать просадку позиций и трафика
Для себя мы сформировали чек-лист из 10 факторов, которые будут влиять на ранжирование в 2022 году:
- Внедрение искусственного интеллекта и изменение методов взаимодействия пользователей с контентом. Google AI больше всего ориентирован на три контент-фактора ранжирования: изображения, тема страницы и интент (потребность) в поисковом запросе.
- Голосовой поиск и поддержка умных помощников: Google Assistant, Siri и др. От вас требуется ускорить сайт (настроить кэширование, удалить неиспользуемые данные, оптимизировать картинки, интегрировать AMP, если это имеет смысл для определенных страниц), проработать блоки быстрых ответов (выделенные описания), настроить FAQ-страницы, оптимизировать сайт под мобильные устройства, собрать и внедрить низкочастотные запросы с «хвостами», структурировать данные и оптимизировать страницы под локальный поиск.
- Акцент на видеоконтент. По оценкам Cisco, около 82% всего потребительского веб-трафика в 2022 году будет приходиться на видео. Это веский повод всерьез заняться вопросом создания видеоконтента — обзоров, презентаций, отзывов, развлекательных материалов и пр.
- Адаптация под мобильные устройства. Если вы до сих пор не адаптировали сайт под мобильные устройства, это необходимо сделать как можно скорее.
- Google EAT и упор на качество контента. Это сигналы expertise, authoritativeness, trustworthiness — экспертность, авторитетность и надежность. Привлекайте экспертов для создания контента, позаботьтесь об информативности страницы «О компании», наращивайте ссылочный профиль.
- Featured Snippets. Это выделенные описания, которые появляются в топе выдачи и отвечают на заданный вопрос, извлекая нужную информацию из страницы. В этих блоках появляются сайты из ТОП-10 поисковой выдачи. Выделенные описания показываются над всеми остальными результатами, поэтому вы можете извлечь из них большую выгоду, чем попав в ТОП-3.
- Качество текстового контента и его объем. О качестве контента мы уже рассказали, а вот об объемах — нет. Google не дает четких рекомендаций, что текст на сайте должен быть в определенных рамках объема. Главное, чтобы он был актуальным, полезным читателю и релевантным его запросу. Индексируются как короткие заметки на пару сотен знаков, так и огромные лонгриды. Мы, основываясь на личном опыте, в работе с SEO-текстами рекомендуем работать с объемами 2 500 – 5 000 знаков и больше.
- Доступность контента для всех категорий пользователей. Титры, аудиоописания, заполнения alt для изображений, выбор контрастных цветов и читабельных шрифтов, корректное отображение страницы при многократном масштабировании — все это делает контент более доступным для широкого перечня пользователей ресурса.
- User Experience. Удобство, навигация и логическая структура сайта чрезвычайно важны. Позаботьтесь, чтобы UX/UI вашего сайта соответствовали актуальным требованиям поисковиков и пользователей.
- Оптимизация и скорость загрузки. Это все еще ключевые факторы ранжирования. Если страницы загружаются более 3 секунд, оптимизируйте скорость, иначе будете терять трафик и позиции в поисковой выдаче. Также важно понимать, что Google оценивает не то время, за которое страница полностью загрузится, а то, за которое первый рендер станет доступным и интерактивным.
Чтобы своевременно узнавать о текущих и предстоящих апдейтах, рекомендуем следить за обновлением информации на официальных страницах Google:
- Twitter-аккаунт Google Search Central
- Блог Центра Search Console
- Справочное сообщество Google Search Central
- RSS-фид Google Search Central
- YouTube-канал Центра Search Console
Минимизируйте влияние апдейтов на позиции вашего сайта
В Google понимают, что все крупные апдейты так или иначе заставляют вебмастеров и владельцев сайтов менять стратегию работы, причем иногда в экстренном порядке. Поэтому уведомляют о подобных обновлениях заблаговременно, а зачастую еще и дают полезные рекомендации в связи с обновлениями. Чтобы ваши позиции не просели, следите за новостями и пользуйтесь советами специалистов.
Но самое главное — регулярно работайте над SEO, отслеживайте позиции, оптимизируйте сайт с учетом новых требований и наращивайте качественную внешнюю ссылочную массу. И тогда апдейты не будут представлять для вас какой-либо угрозы. Скорее наоборот — поспособствуют росту позиций в короткие сроки.